top of page

S2E08. Рамсесы

Сегодня поговорим о XIX династия, правившей около 100 лет, XIII век до нашей эры. Основатель династии — Рамсес I, военачальник Хоремхеба (самого Хоремхеба — военачальника при Тутанхамоне — мы видели его в конце предыдущей серии). Но самый известный фараон из всей XIX династии — это, несомненно, внук Рамсеса I, Рамсес II. Самый известный как минимум потому, что из века царствования XIX династии ему досталось 77 лет — Брежневу такое и не снилось, это даже больше, чем Людовик XIV. Более того, всё это происходит на фоне средней продолжительности жизни лет этак в 30. Горово имя Рамсеса II — «мощный бык, любящий правду»:

По легенде XIX династия происходит от бога Сета — того самого брата-убийцы Осириса. На следующей стеле Рамсес II подносит благовония и папирус богине Астарте, но наверху при этом изображён Сет:

Рамсес II начинает своё царствование как великий военачальник. Он продолжает начатую ещё при предыдущей династии войну с северными соседями (хеттами), кульминационный момент которой наступает во время битвы при Кадеше. Битва чем-то напоминает Бородинскую — сражение закончилась «вничью» (в данном случае даже подписали мирный договор), но обе стороны в своих странах приписали победу себе. Причём, египтяне приписали победу лично Рамсесу II, своим могучим мечом прорвавшим ряды врагов. Вот, кстати, «тот самый меч» (ну или как минимум один из «тех самых») — Меч Рамсеса II, бронза, когда-то украшенная слоновой костью:

У Рамсеса II надолго остаётся имидж великого воина. Вот, например, стела писца Рамеса — он молится Рамсесу II как богу, при этом наверху стелы фараон изображён побеждающим внешних врагов государства:

Но на самом деле складывается ощущение, что Рамсес II осознал ограниченность возможностей армии. Ещё какое-то время он ведёт войну, но ограничивается сражениями за те земли, которые достаточно легко было бы защитить, оставляя совсем уж удаленные провинции. И на 21 году правления он подписывает мирное соглашение (в Лувре приводят его текст, это совершенно равноценное соглашение — стороны соглашаются не только не нападать друг на друга, но и оказывать друг другу военную помощь, выдавать беглецов и т.п.). После мирного соглашения с хеттами, в Египте наступает 46 лет мира и процветания. Об относительно приличных взаимоотношениях с соседями свидетельствует следующая стела — на ней изображены боги плодородия разных стран: египетский Мин, хеттская Кадеш, ханаанский Решеп:

На самом деле, Рамсес II был вполне цивилизованный правитель, любитель литературы и старых книг. Великий строитель и при этом почитатель Тота (бога писцов, часто изображается с головой ибиса) — он долго копается в старых архивах, прежде чем приступать к перестройке храмов своих предшественников. В качестве иллюстрации — статуя некоего писца Хаи. Перед ним изображён храм Тота, это понятно по тексту с посвящением внизу храма — мы видели в четвёртом эпизоде стандартную формулу посвящения, здесь за ней идёт изображение ибиса:

Рамсес II активно строит в Луксоре, это именно его обелиск стоит на площади Согласия в Париже. (В качестве анекдота: в начале XIX века елипетские власти активно налаживали дипломатические связи, для чего они раздаривали как раз вошедшие в моду обелиски различным европейским государствам. Франции перепало два луксорских обелиска. Один из них с большим трудом переправили в Париж — на тему инженерного проекта перевозки обелиска была недавно целая выставка в парижском морском музее. А от второго обелиска привезли только украшавших его бабуинов — некоторое время они стояли на площади, но в какой-то момент жители Парижа рассмотрели-таки половые органы бабуинов, возмутились, и статуи спрятали в Лувр. Несколько лет назад они исчезли и из видимой экспозиции Лувра... Сам второй обелиск полтора века считался французским, и только в 1980-х годах его официально вернули Египту.) Рамсес II очень много построил по всей стране, но и много что из старых построек он «переписал» на себя, поэтому может сложиться впечатление, что все египетские руины были созданы им лично. Судя по всему, именно такого эффекта и добивался этот достаточно скромный фараон. На следующей стеле Рамсес II молится перед собственной статуей:

Видно, что длительное пребывание во власти накладывает свой отпечаток на психику. Под конец царствования даже появляются знакомые нам с советского детства мотивы — изображение Рамсеса II ребёнком (перед ним, к слову, картуш с тронным именем фараона — «могущественнен правдой Ра»):

После Рамсеса II к власти ненадолго приходит его сын (дожил! в этот момент ему было уже 60 лет), а тут ещё и народы моря подоспели, и в стране достаточно скоро наступает анархия и очередная смена династии.

Related Posts

bottom of page