Порошки - необыкновенно популярная в русскоязычной среде разновидность стихотворного жанра (четверостишия), произошедшая от более свободной формы - пирожки. Вторая и четвёртая строки в порошках рифмуются; последняя, четвёртая строчка всегда двусложна - это крайне важно - и обычно играет роль "punchline", то есть раскрывает смысл всего четверостишия. Знаков пунктуации нет.
Разбирать порошки - это всё равно, что объяснять анекдот, и всё же автор не может отказать себе в удовольствии разбора некоторых особенно удачных порошков.
Как мы увидим, виртуозность порошков достигается за счёт аллюзий, смешения различных контекстов (виртуального с реальным, смыслового с физическим и т.д.), внезапного разрешения конфликта в последнем слове, создания эффекта ожидания с последующим неожиданным разрешением загадки и тому подобного.
(Необходимо оговориться, что авторство порошков часто довольно сложно установить, поэтому надеемся, что авторы простят нас за цитирование без указания авторства).
Примеры:
***
матроскин кто был твой хозяин с которым ты объездил мир я называл его обычно мессир
Совершенно великолепное стихотворение, в котором интертекстуально объединены детская и взрослая литература, причём игра происходит на контрасте совершенно обыденного, бытового мира Простоквашино и мистического мира "Мастера и Маргариты". Виртуозность достигается ещё и тем, что Кто Матроскин превращается в Бегемота с помощью только тонкого намёка.
***
ни на каштанку ни на тётку не отзывалась эта мразь лишь удалялась на болота светясь
Ещё одна интертекстуальная игра (гораздо проще предыдущей, конечно), где русская литература перетекает в английскую.
***
эйнштейн к малевичу в квартиру проник с улыбкой на лице и на квадрате накалякал эм цэ
Здесь игра в кросс-дисциплинарность. Эффект достигается за счёт разного истолкования понятия "квадрат", причём очень удачно к квадрату привязан Малевич. Да ещё и время происходящего не какое-то абстрактное, а совершенно точно определяемое (1905-1915 годы).
***
пришел бетховену по почте какой то странный коробок с письмом дарю тебе нужнее ван гог
Здесь интересно, что содержимое коробка, остающееся загадочным во второй строке, внезапно раскрывается в последней, что позволяет достичь максимального комического эффекта (интересно также и то, что содержимое коробка нигде прямо не упоминается). Кроме того, последняя строка одновременно и крайне удачно представляет собой подпись к письму (где и должна стоять подпись). Ну и "связь" между Бетховеном и Ван Гогом тоже неплоха.
***
ты что то пишешь на окошке а я смотрю маршрутке вслед и сквозь слезу читаю юлбюл ябет
Очень удачное, виртуозное, по-настоящему лирическое стихотворение, сила которого достигается ещё и за счёт геометрии текста. Кроме того, эта задумка создаёт отложенный эффект, потому что прочитывается не сразу. То, что поначалу выглядит как шутка или абракадабра, после некоторой задержки, необходимой для прочтения, создаёт сильный лирический эффект. Браво!
***
дыхнул в ладонь украдкой брежнев разгладил брови вздёрнул нос ну всё подумал чаушеску взасос
Комическое стихотворение, основанное на знании советских реалий и даже по стилистике отсылающее к анекдотам про Штирлица. Дополнительный эффект достигается за счёт того, что читатель внезапно начинает сопереживать Чаушеску.
***
будите всех я обосрался и жрать хочу аж не могу орал олег а получалось агу
Здесь работает замечательный контраст между грубостью речи в трёх первых строках, и внезапным осознанием контекста происходящего в последней строке с помощью абсолютно минималистических средств - слова, безошибочно обозначающего возрастную категорию героя стихотворения. Читатель внезапно осознаёт, что же на самом деле здесь происходит, и это подобно холодному душу.
***
ты говорила что не знаешь откуда у меня рога наверно кальция избыток ага
Ещё одна игра в последнее слово, с помощью которого передаётся горькая ирония и сарказм героя стихотворения. Эффект, опять же, достигается за счёт минимализма средств.
***
меня тошнит от грамотеев их лицемерия и лжи да что ж опять кладёшь ты кафель ложи
Здесь смешиваются семантическое и физическое пространства, то есть, предполагается, что как будто бы можно физическое действие выполнять так, что оно влияет на собственное название. Если уточнить ещё, то, конечно же, ничего такого не предполагается, однако стихотворение играет именно на невозможности такого вынужденного предположения.
***
на улице детей увидишь кавайных кошек и собак и хочется их както лайкнуть но как
Тоже очень комичное смешение виртуального и физического пространства, причём присутствует ещё и сатирический взгляд на современный образ жизни.
***
пусть карл и клара постарели но пронеся сквозь годы страсть всё смотрят что бы друг у друга украсть
Здесь происходит не только обыгрывание скороговорки, но и по ходу дела создаётся эпическое произведение (или семейная сага) с лирическим и одновременно плутовским уклоном.
Порошки бывают и с визуальным сопровождением:
Кстати, отличный случай ближе познакомиться с понятием анжамбемана (в частности у Пастернака) в одной из следующих лекций!