Философия Хайдеггера это удивительное сочетание метафизики, феноменологии и экзистенциализма.
Собственно, на этом можно было бы и закончить, но вроде бы требуется небольшое пояснение.
Одна из задач метафизики — это онтология, то есть изучение бытия. Главный вопрос, который занимает Хайдеггера —
“что значит быть ?”
Обратимся к Платону, цитатой которого как раз и открывается Sein und Zeit:
Вопрос как бы тривиальный, но Хайдеггер как раз и утверждает, что ошибка всей предыдущей философии после Платона в том, что этот вопрос считался тривиальным и вообще был забыт. А на самом деле это и есть главный вопрос философии. И поэтому давайте его исследовать.
Но как к этому подступиться, если даже не очень понятно, что этот вопрос вообще значит ? И тут Хайдеггер делает неожиданный ход. Он говорит — чем долго и нудно теоретизировать, давайте лучше спросим единственное существо на свете, которое этот вопрос вообще занимает, то есть человека. Но чтобы звучало интересней, назовём это существо
Дазайн.
(Язык Хайдеггера заслуживает, конечно, отдельного поста).
И тут читатель запутывается окончательно. Посмотрим, что нам говорит Википедия:
«Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл — «существование», «экзистенция»; так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «се-бытие», «существование здесь», «присутствие», «бытие присутствия». Также встречается перевод «сиюбытность».
Ничего ужасней такого описания быть не может, конечно. Поэтому дадим нормальное определение:
Дазайн — это существо, которого интересует вопрос “что значит быть?”.
Вот и всё.
При этом понятно, конечно, что дядю Петю из “Самовара” (ну и вообще практически любого дядю Петю) этот вопрос вряд ли интересует каждый день. Имеется в виду существо, которое в принципе, теоретически такой вопрос может задать.
Далее Хайдеггер делает ещё одно интересное заявление — а бытие-то разное, говорит он. У молотка бытие одно, а у Дазайна совсем другое (по причине разного к бытию отношения молотка и Дазайна). У окружающих дядю Петю людей (тёти Кати, Серёжи и других), животных (Жучки и Мурки) и предметов (Самовар) — у каждого из них бытие разное. Но при этом все они между собой связаны и друг на друга влияют.
И здесь мы сделаем быстрый и простой переход к двум другим областям философии, упомянутым выше.
Во-первых, будем анализировать вопрос бытия через сознание самих Дазайнов (просто потому, что их этот вопрос интересует) — это и есть феноменологический подход, который Хайдеггер приделал к онтологическому вопросу.
Во-вторых, окружение и поведение Дазайна в окружающем мире — это экзистенциальный выбор Дазайна, который влияет на его подход к вопросу бытия.
Вот как главная книга Хайдеггера описывается в одном из комментариев. Обратим внимание на то, что вопрос о бытии (главный вопрос книги) вообще отсутствует в этом определении:
Being and Time is a phenomenology of everyday human life and an exploration of the transformations of self that can take place in encounters with the most extreme existential challenges that we confront.
Более подробный разбор всего этого будет дальше.